Каждый охотник желает знать

Дата публикации: 13.03.2016

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – большинство из нас еще в детстве выучили слова этой считалочки, когда запоминали цвета радуги.

«Каждый охотник желает знать…» К сожалению, эти слова все чаще приходят мне на ум уже во взрослой жизни, когда я пытаюсь получить от наших госструктур какую-то необходимую мне информацию. Иногда я напоминаю себе следопыта, который буквально «охотится» на нужную информацию.

Если задать вопрос, нужен ли вам доступ к информации, скорее всего, вы скажете, что просто затрудняетесь ответить. Наверное, для большинства людей, за этим словосочетанием скрывается не много содержательного смысла. Примерно столько же, сколько смысла будет в той самой считалочке про охотника и фазана для иностранца, когда он слышит ее впервые.  Но стоит только объяснить,… как все становится ясно и понятно!

Так что же подразумевается за этим словосочетанием «доступ к информации о деятельности государственных органов» и нужно ли это мне, как простому и обычному гражданину ПМР?

Ну, например, «желаете ли вы знать», что, будучи молодым специалистом, (то есть когда работаете по распределению первые три года после окончания ВУЗа) вы имеете налоговые льготы? К слову, налоговые льготы также имеют молодые семьи, в течение первых трех лет после создания семьи, матери-одиночки. Для того чтобы уменьшить налоговые выплаты вы должны написать заявление в бухгалтерию своей организации, а также предоставить справку из ЗАГСа, например, в случае с молодой семьей.

Как? Вы этого не знали? Вам никто этого не сказал? И уже прошли те самые три года? Ну что же вы так, не позаботились о доступе к этой важной для вас информации?

Приведу другой, на мой взгляд, более серьезный пример о том, как важно вовремя получить доступ к информации. Постоянно в нашем государстве мы слышим призывы к увеличению рождаемости, разговоры о том, что надо улучшать демографическую ситуацию, бороться с абортами и т.д. И – вот, совершенно реальная и распространенная ситуация. Женщина забеременела. Решает сохранить ребенка и рожать. А после родов встает совершенно логичный и насущный вопрос о пособии на ребенка. Если она работала, то ежемесячное пособие на ребенка до полутора лет ей выплачивается по месту работы. А если нет? Откуда она знает, кто ей должен выплачивать эти деньги? По закону — должны, но кто?

Причем, это не абстрактная безосновательная история. Множество женщин, которые не работают, сталкиваются с подобной проблемой. Они приходят в отдел социальной защиты (собес), где им просто говорят: мы этим не занимаемся. И все!!! Хорошо, если у женщины есть работающий муж и родственники, которые в состоянии содержать ее и ее маленького ребенка, а если нет?…

Таких примеров, когда нам нужен доступ к информации от государственных органов множество: паспортный стол, лечебные учреждения, налоговые органы, правоохранительная система, судопроизводство, коммунальные службы, разумеется, органы местной администрации.

Но, к сожалению, слишком часто мы должны превращаться в охотников за информацией. И почему люди, которым мы платим из своих налоговых отчислений зарплату, делают нам величайшее одолжение, предоставляя информацию, на которую мы и так имеем абсолютно законное право? И почему мы об этом законном праве слишком уж часто не знаем?

 

*Статья написана в рамках партнерского проекта «Есть такое право — знать?», реализованного в 2012 г. организациями НП «ИПЦ «Априори»», НП «ЦСА «Шаг навстречу»», БФ «Сердце», НП «ОСОРЦ», «Тираспольская ассоциация семей детей инвалидов».