Спасение утраченного

Дата публикации: 15.12.2015

заставка00С улиц города с неумолимым постоянством исчезают символы прошлого: здания, имеющие историко-культурную ценность, и другие элементы городской среды, которые несут определенный культурный и исторический код и придают городу характерный образ. От всего, что люди не сумели сохранить, они просто избавляются, а на смену приходят современные сооружения из низкокачественных материалов, лишенные эстетических и прочих изысков. Андрей Петков, председатель общественного движения «Достояние Приднестровья», объединяющего граждан для совместного решения проблем сохранения историко-культурного наследия Приднестровья, рассказал свою историю спасения двух артефактов прошлого.

Как часто мы не замечаем того, что находится вокруг нас, или безразлично относимся к чему-то ценному. Каждый из нас должен стремиться сохранить то, что нам досталось от других поколений. Ведь, в первую очередь, это память, частичка общей истории. Как поступать, и что делать с этим, решать только нам.

Неоднократно проходя мимо дома по улице Луначарского 21, я опасался за будущее старинных, кованых ворот, украшавших дореволюционную постройку. Спокоен был, когда находил их на своем месте. Но однажды мои опасения оправдались. Вместо чугунных узоров оказались новые металлопрофильные листы. Возмутило то, что решились снять такую красоту, и повесить уродливое, безвкусное железо.

 vorota (2) vorota (3)

Меня тревожил вопрос – где ворота? Во дворе дома их не оказалось. Я встретил местную жительницу, и узнал, что несколько жильцов писали заявление по поводу демонтажа ворот. Причина – они могут упасть и покалечить детей. Поэтому кто-то приехал, снял их и увез в неизвестном направлении. Я решил действовать. Нужно найти и спасти.

Первое, что я сделал, сходил в музей. Рассказал о случившемся, но мне не смогли помочь. Затем пошел в управление культуры, в приемной мне дали адрес ЖЭУКа, который, возможно, демонтировал и установил новые ворота.

Добравшись до ЖЭУКа, у них во дворе, я наконец-то нашел, что искал – три створки чугунных ворот. Словно камень с души упал, ведь была опасность, что они уже на свалке. Оставалось только как-то сохранить их и унести в музей.

Руководство ЖЭУКа сообщило, что ворота им не нужны, и их можно забрать: для этого необходимо письмо от музея о том, что он берет их себе на хранение. В музее составили соответствующее письмо, которое я сразу же отнес. Описываемые события происходили в августе, перед юбилеем республики, и перевоз был отложен.

vorota (4)

После праздников я позвонил по двум инстанциям, напомнить о том, что готовы все выполнить, но возникла одна ситуация. В ЖЭУКе мне показали заявление августа 2014 г. о демонтаже и замене ворот. И теперь жильцы дома, снова написали заявление, чтобы их отремонтировали и вернули обратно. Работники управления с трудом их сняли, они ведь очень тяжелые, выкованы из чугуна, и как их обратно вешать, они не знают. В итоге решили, что для сохранности необходимо перевезти их в музей, и, дай Бог, придет время, вновь водрузить на исконное место. Для перевозки выделили трактор с прицепом. В тот же день ворота разместили во дворе музея. Но им, конечно, необходимо более комфортное хранение.

В музее я сказал о том, что во дворе того же дома, в подъезд ведет старая, красивая деревянная дверь, которой уже сотня лет, их, вероятно, тоже снимут. Однако мне ответили, что с дверью труднее, ее размещать уже негде, и пожарная охрана будет против хранения старого дерева в помещении. С тем же вопросом подошел в ЖЭУК. Ответили, что просьбы о демонтаже не поступало, и пока делать ничего не будут. В это время велась работа по ремонту фасада всего здания, со стороны улицы и двора.

vorota (1)Однажды, в начале октября, я проходил мимо, заглянул во двор и увидел, что двери на месте нет. Застал за работой подрядчиков. Они ответили, что сняли ее по просьбе жильцов, а дверь лежит разобранная на земле. Ее могут выбросить, она никому не нужна, а если тебе надо – забирай. Еще сказали, что среди жильцов есть одна активистка, которая сообщила, как здесь часто фотографируются на фоне двери и даже какие-то девушки, делали это в непристойном виде. Да и к тому же, сама дверь очень старая и не закрывается, особенно зимой в подъезд заметает снег.

Я предупредил рабочих, чтобы дверь никто не трогал, ее нужно сохранить. Необходимо было найти машину для перевозки. Общая длина двухстворчатой двери со световым окном над ней составляет 285 см. В ней две узорные решетки в створках и декоративные резные панели. В скором времени машина нашлась, теперь дверь хранится у нашего движения.

Хотелось бы, чтоб люди были внимательнее к вещам, которые дошли до нас от прежней, ушедшей от нас эпохи. Хочется, чтоб не избавлялись, как от старых, отживших свой срок вещей, а сохраняли, берегли, или хотя бы обращались в музей.

Автор: Андрей Петков