Елена Абросимова: «статус «иностранного агента» — это вещь, которая не только тормозит, но и вредит репутации страны»
10 января 2017 году в конференц-зале ПГУ им. Т.Г. Шевченко состоялся круглый стол с online–участием члена экспертного Совета Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной думы РФ, члена экспертной группы по совершенствованию законодательства об НКО Совета при Президенте РФ, Елены Абросимовой. Тема встречи задана законопроектом «О некоммерческих организациях».
На круглом столе также присутствовали Игорь Буга — председатель Комитета по общественным объединениям, спорту, информационной и молодежной политике Верховного совета ПМР; Наталья Щукина, Татьяна Рыбак, Виталий Ротарь и Влада Лысенко — представители Правовой лаборатории при юридическом факультете ПГУ им. Т.Г. Шевченко.
Общественный сектор Приднестровья был представлен такими организациями, как Информационный центр «Здоровое будущее», Центр развития и поддержки гражданских инициатив «Резонанс» и Информационно-правовой центр «Априори».
Роль основного спикера круглого стола сыграла Елена Абросимова*, высказавшая собственное мнение относительно действующего в Российской Федерации закона «О некоммерческих организациях»**. Она сосредоточила внимание на двух основных аспектах закона, рассматривая его в том виде, который он приобрел после внесения поправок 2 июня 2016 года.
Мнение о статусе «иностранный агент»***
«Безусловно, наша страна, как и ваша, движется. И в движении мы делаем определенного рода ошибки. Если социально ориентированная некоммерческая организация — это большой плюс, прогресс и шаг вперед для российского законодательства и некоммерческого сектора в целом, то статус «иностранного агента» — это вещь, которая не только тормозит, но и вредит репутации страны в целом. Мы очень много потеряли, с точки зрения репутации, объясняя, зачем этот «прекрасный» статус «иностранного агента» нужен. Если вы сейчас решаете вводить ли статус «иностранного агента», то моя вам рекомендация (вы, конечно, делайте как считаете нужным): ни в коем случае этого не делать, потому что это приведет к плохим итогам.
Парадокс с «иностранным агентом» заключается в следующем:
Вводя статус «иностранного агента», мы начинаем признавать, что известные некоммерческие организации уже не являются российскими — нашими национальными организациями, а они действуют только за счет того, чему их научили иностранные граждане и так далее. Я считаю, что это всегда плохая тенденция. Потому что если мы говорим, что организация очень хорошо работает и делает очень хорошие проекты, но называем ее «иностранным агентом», то, с точки зрения общественного мнения, это значит, что она делает это не сама, не потому, что в ней работают российские граждане, а потому что их этому научил какой-то иностранный дядя. Вот это звучит отвратительно.
Но, если действительно необходимо, а это нужно сделать, чтобы НКО отчитывались о получении средств из иностранных источников, то это обязательно нужно включить в годовую отчетность, которую сдают некоммерческие организации.
Довольно давно все некоммерческие организации Российской Федерации, в обязательном порядке, сдавая государству годовой отчет, указывают отдельно те средства, которые они получили из иностранных источников. Это происходит уже много лет и не зависит от того, есть ли этот статус «иностранного агента» или его нет. Любая организация, которая получает средства из иностранных источников, на это указывает.
Нет ничего зазорного в получении средств из-за рубежа. Более того, на сегодняшний момент складывается ситуация, когда в состав Президентского совета входят те организации, в отношении которых было выписано предупреждение о том, что они не объявили себя «иностранными агентами». И эти организации подали в суд на то, что они получают средства из-за рубежа, их руководители входят в состав Президентского совета и будут продолжать это делать. То есть, на сегодняшний момент наша практика подтвердила ошибочность этого шага. Я очень надеюсь, что в ближайшее время эти нормы будут отменены, поэтому, если вы размышляете вводить этот термин в приднестровское законодательство или нет, то подумайте об этом хорошенько»
Мнение о понятии «политическая деятельность»****
По словам Елены Абросимовой, в Российской Федерации сложилась парадоксальная практика действия двух определений политической деятельности, одно из которых определяется для судей, другое для НКО. «На самом деле, это уникальная ситуация. Ни в одной стране мира нет разных определений. Оно одно», — резюмирует эксперт.
Обращая внимание на определение федерального закона, Елена Антоновна отмечает, что «нет некоммерческих организаций, которые не оказывают влияние на государственную политику, потому что они создаются для того, чтобы повысить качество жизни людей в определенной форме».
По словам эксперта, изначально задумывалось, что при получении финансирования из иностранных источников и участия в политической деятельности, НКО должны объявить себя «иностранным агентом», но этого не произошло. Следствием этого стала «наказательная тенденция», при которой соответствующие претензии предъявляются со стороны государственных структур и прокуратуры, что влечет за собой судебные разбирательства: «Приняв требование, что НКО, получающее финансирование из-за рубежа и участвующее в политической деятельности должно быть признано «иностранным агентом», законодатель увеличил нагрузку государственных органов (судебных, правоохранительных и органов юстиции, включая органы государственной власти) ровно в 5 раз. Это признали на данный момент уже все органы государственной власти Российской Федерации».
Елена Антоновна отмечает, что подобная ситуация складывается по причине противоречивости определения политической деятельности и перечня сфер, деятельность в которых таковой не является: «Если мы сравним текст одного и того же закона, то с одной стороны деятельность политической является, с другой стороны эта деятельность исключена и не может быть признана политической, потому что в законе об этом написано. На практике это привело к произволу против некоммерческих организаций».
На сегодняшний момент, по словам юриста, направлено несколько обращений в Конституционный суд РФ относительно указанного противоречия. Они находятся на стадии рассмотрения.
«Если можно, я хочу представить Игоря Семеновича Бугу, который непосредственно, очень глубоко… Кто как не он глубоко знает ситуацию именно в этой сфере. И он хотел бы прокомментировать, может быть задать вопрос», — представила председателя Комитета по общественным объединениям, спорту, информационной и молодежной политике ВС ПМР Влада Лысенко, представитель Правовой лаборатории при юридическом факультете ПГУ им. Т.Г. Шевченко.
Сам Игорь Буга свой комментарий построил вокруг противоречия понятия «политическая деятельность», списка видов деятельности, которые не попадают под это определение, отсутствие средств в бюджете для финансирования НКО, что подобных средства не предвидится, добавив: «Нельзя сегодня прямо сказать, вы согласитесь, что этот закон не нужен был в России, потому что есть информация, и я ей обладаю, что даже Госдепартамент США просил этот закон отменить. То есть, может быть, что-то было не доработано, но, все-таки, направление было взято правильное. Я сегодня вижу, что с моральной точки зрения НКО не нравится само название «иностранный агент». Ну, честно говоря, оно и мне не очень нравится. Будем работать, будем искать, и опыт России, безусловно, интересен. Я думаю, что мы вместе попытаемся не повторить ошибок, которые были», — кроме этого, Игорь Семенович указал на процесс гармонизации законодательства ПМР и РФ.
«Гармонизация с российским законодательством должна быть, но гармонизировать нужно достижения, а неудачи нужно учитывать и не наступать на эти грабли. Пусть они будут другими, но дело в том, что гармонизация требует очень тщательного отбора, ведь нельзя же взять и просто тупо перенести на Приднестровские земли то что работает или не работает», — резюмирует член Совета при Президенте РФ.
После того как основной спикер «покинул» зал проведения круглого стола, пошло обсуждение среди коллег и краткие комментарии Игоря Буги, характеризующие тон беседы, самыми яркими из которых стали:
«Я мог бы сюда не приходить, и вы бы разговаривали сами с собой. Очень долго», — реакция Игоря Семеновича на небольшой шум в аудитории, обсуждение определенных вопросов между соседями.
«Законопроект разработан полтора года назад. Прошу понять меня правильно, я не имею права его просто держать в воздухе. Это неправильно», — комментарий, которым Игорь Семенович оправдывал спешку относительно подготовки поправок к законопроекту.
«Концептуально понятие «иностранный агент», если оно есть в России, наверное, мы уже не отменим. Пока. Отменят там, отменим здесь», — реакция на вопросы об изменении/замене понятия «иностранный агент».
«Понятие «гармонизация» есть. В первом чтении концептуально закон принят» — данный комментарий был использован в качестве аргумента в пользу того, что кардинальных изменений в законопроект, относительно закона РФ, вноситься не будет. Понятие «иностранный агент», по словам Игоря Семеновича, является окончательным.
«Есть российский закон, есть «гармонизация», аналог российского. А в замен что вы предложили? Ничего», — комментарий Игоря Буги в поддержку Влады Лысенко, которая рекомендовала представителям общественного сектора снабдить поправки экспертными заключениями, например, «от Федотова, от Совета при Президенте Российской Федерации, где они проанализируют рекомендации и скажут: “Ребят, ну, вы, в принципе, неплохо мыслите”». При этом, на вопрос о том, просматривались ли уже направленные депутату ВС поправки представителей НКО, Игорь Буга пространно ответил: «Я их индивидуально смотрел».
«Закон принимать надо, но для этого необходимы два понятия, которые я уже обозначил: четкое понятие политической деятельности и очень широкий спектр деятельности, который под это не будет попадать, для того чтобы завтра вас не вызывали, извиняюсь, не наклоняли кое-где. Свою позицию я обозначил: для меня главное — интересы и безопасность государства», — указал председатель Комитета по общественным объединениям, спорту, информационной и молодежной политике Верховного совета ПМР, обозначая свою позицию.
*Абросимова Елена Антоновна — кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения Московского государственного университета (МГУ) им. М.В. Ломоносова. Основной темой ее научных исследований является законодательство о некоммерческих организациях, проблематика участия некоммерческих организаций в торговом обороте, изучение функций некоммерческих организаций в организации торгового оборота, организация оптовой торговли товарами и биржевой торговли.
Является автором многочисленных (более 150) научных работ на русском и английском языках, среди которых: «Общественные инициативы в сфере права (аналитические материалы)», «Юридические аспекты деятельности некоммерческих организаций» (2000), учебник «Организаторы торгового оборота» (2011) и др.
С 1995 по 2013 г. — эксперт Комитета по делам общественных и религиозных объединений Государственной думы РФ. В настоящее время входит в состав совместной рабочей группы Министерства юстиции РФ и Совета при Президенте РФ по гражданскому обществу и правам человека по мониторингу правоприменения и совершенствованию законодательства о некоммерческих организациях, является членом координационного совета при Председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ.
**Закон «О некоммерческих организациях» — закон Российской Федерации, действующий с 2012 года (также именуемый в СМИ как «закон об иностранных агентах»). Закон получил весьма противоречивую оценку в СМИ, со стороны специалистов в области права, представителей общественного сектора, политических деятелей и так далее. Над законом ведется постоянная работа. Идентичный закон планируется принять и в ПМР, согласно ряду указов Президента ПМР, основой для которых послужили итоги референдума 2006 года.
*** Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее — иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Статья 2, пункт 6 закона «О некоммерческой деятельности» РФ
Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.
Статья 2, пункт 5 законопроекта «О некоммерческой деятельности» ПМР
****Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:
— участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
— участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
— публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
— распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;
— формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
— вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;
— финансирование указанной деятельности.
Статья 2, пункт 6 закона «О некоммерческой деятельности» РФ
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Приднестровской Молдавской Республики, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
Статья 2, пункт 5 законопроекта «О некоммерческой деятельности» ПМР
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: