Верховный совет одобрил новую статью УК о лишении свободы за «содействие иностранным государствам в уголовном преследовании должностных лиц» ПМР
Верховный совет 25 мая принял поправки Прокурора ПМР Анатолия Гурецкого в уголовный кодекс о наказании за «содействие иностранным государствам в уголовном преследовании должностных лиц» ПМР. Новая статья предполагает штраф до 63 тыс. рублей, лишение возможности занимать определенные должности и до 8 лет лишения свободы.
Введенная статья УК ПМР 283-3 предусматривает наказание за «заведомо ложные обращения», «в целях воспрепятствования» деятельности должностных лиц. Эти термины не отвечают требованию «качества закона», считает юрист ИПЦ «Априори» Степан Поповский:
«Им не даны четкие определения, значит у представителей власти есть поле для трактовки этих понятий. Непонятна также процедура признания того или иного обращения «заведомо ложным». В то же время пояснительная записка не содержит ни слова о «ложных» заявлениях. Там сказано, что приднестровцы обращаются [в органы Молдовы] и это нехорошо. В итоге «ложным», теоретически, может быть признано любое обращение, т.к. одна из задач предлагаемых статей, изложенная в пояснительной записке — снижение количества обращений, а используемые формулировки и процедуры достаточно неясные, чтоб сделать это вне зависимости от ложного или не ложного их характера по факту».
«О доносе у нас говорится в ст. 269 и 302 УК. Определения его нет. Соответственно, значение слова устанавливаем по словарю Ожегова: донос — тайное сообщение представителю власти о чьей-нибудь противозаконной деятельности. А заявление в молдавский суд не является тайным. Поэтому, исходя из формулировок, можно обращаться в судебные инстанции Молдовы на предмет оценки существа судебных решений приднестровских судов, поскольку в этом случае есть цель юридической защиты своих прав и выполнения требований ЕСПЧ об исчерпании всех средств правовой защиты в государстве, под юрисдикцией которого находятся заявители. В этом случае нет цели «привлечения к ответственности должностных лиц органов государственной власти и управления, местного самоуправления ПМР», нет цели «воспрепятствования их законной деятельности», нет цели «мести за действия и решения, принятые в связи с осуществлением служебных полномочий либо исполнением обязанностей по должности». Хотя указанные «цели» сформулированы настолько расплывчато, что придать им расширительное толкование не составляет труда», — говорит юрист.
Принятие этих изменений может затруднить привлечение Республики Молдовы к ответственности за нарушение прав человека в Приднестровье при обращении в ЕСПЧ. Учитывая, что Российская Федерация в середине марта вышла из Совета Европы и юрисдикции Европейского суда, статья 283-3 УК ПМР при широкой трактовке может лишить приднестровцев доступа к Европейскому суду, хотя, опять же, из буквального понимания нормы этого не следует.
Подробнее о недостатках и влиянии новой статьи на обращения в ЕСПЧ из Приднестровья читайте в нашем материале «За «ложный донос в правоохранительные органы иностранных государств» могут ввести уголовную ответственность — до 10 лет лишения свободы. Причем тут ЕСПЧ?».
Впервые информация о том, что Верховный совет одобрил новую норму в окончательном чтении, 25 мая опубликвал бывший глава Госслужбы связи, информации и СМИ Геннадий Чорба. В июле 2020 он был задержан, против него возбудили уголовное дело за экстремизм и публичное оскорбление президента. В августе 2021 реальный срок был заменен на условный, и он вышел на свободу. Сразу после этого Чорба обратился в молдавскую прокуратуру.
«Давления и претензий из-за обращения в молдавскую прокуратуру я не боюсь. Принятые законы не имеют обратной силы. То есть они применяются к деяниям, которые были совершены с момента вступления закона в силу», — говорит Геннадий.
«Я единственный человек, чье дело сразу было передано в Прокуратуру РМ по борьбе с организованной преступностью и особым делам. В отличии от, допустим, того же уголовного дела Хоржана и других, я писал заявление не по факту событий, которые произошли со мной, а против конкретных лиц. Четко и однозначно в моем деле фигурировало 6 человек. В первую очередь, господин Мова, как бенифициар и заказчик. Господин Гурецкий — человек, который поставил свою подпись на обвинительном заключении при производстве следственного дознания. Господин Калуцкий — это прокурор города Рыбница, который поддерживал обвинение. Сам непосредственно следователь Демин и два судьи: госпожа Капралова, «судя по особым поручениям», скажем так, и председатель рыбницкого суда госпожа Марченко. Против них возбуждены уголовные дела согласно молдавским законам. Пытки, присвоение должностных полномочий, незаконное лишение свободы и не только. Как минимум по четырем статьям. От 20 лет лишения свободы», — делится подробностями Чорба.
«По имеющейся у меня информации, Мова проходит по моему делу уже как обвиняемый. Всем фигурантам дела около трех месяцев назад начали высылать повестки с требованием явиться в прокуратуру. Я считаю именно эти повестки послужили толчком для господина Гурецкого, и он вышел с этой инициативой, с этой статьей», — резюмирует Чорба.
26 мая о принятии поправок в УК ПМР сообщила также молдавская неправительственная организация Promo-Lex. В своем заявлении она указала, что такая мера «навсегда изолирует» Приднестровье в юридическом плане.
1 июня принятие законопроекта прокомментировало и Бюро реинтеграции Молдовы, назвав инициативу «недопустимой» и «очень опасной», т.к. «она представляет собой посягательство на демократические ценности и общепризнанные стандарты соблюдения основных прав и свобод человека». «Также эта инициатива отражает очевидное намерение заставить замолчать правозащитников в осуществлении своей деятельности и граждан, а также ограничить их неотъемлемые права: право на свободу слова, на защиту, на петицию и многие другие права», — говорится в заявлении. В связи с этим молдавское Бюро обратилось к участниками переговорного формата «5+2» с просьбой помочь отменить эти изменения.
На сайте Прокуратуры отсутствует информация о принятии Верховным советом инициативы А.Гурецкого, хотя, судя по пресс-релизам, в иных случаях такие сообщения публикуются достаточно часто (с 25 мая, дня принятия поправок, таких было 3).
Не удалось обнаружить ее и в разделе «Официальное опубликование» на сайте Минюста ПМР, где размещаются подписанные президентом акты. Отсутствует он и на сайте президента. Согласно Конституции ПМР, закон должен быть направлен первому лицу в течение 7 дней после принятия (п.1 ст.73). Само же подписание происходит в течение 14 дней со дня получения закона. После этого изменения публикуются и вступают в силу еще через 14 дней, согласно статьи 2 законопроекта.
На момент публикации материала страница законопроекта была удалено с сайта Верховного совета.
UPD: 10 июня на сайте президента Преднистровье был опубликован подписанный закон о внесении дополнений в УК ПМР. Статья о содействии иностранному государству в уголовном преследовании должностных лиц ПМР сменила номер на 280-1, а максимальный срок заключения (при совершении преступления группой лиц, например) был уменьшен с 10 до 8 лет.
Закон вступит в силу через 14 дней после опубликования, 25 июня.
Автор: Кузьмин Николай
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: